11:02 

ivor seghers
заморский провинциал
Н. И. ФЕШИН. ЗАМЕТКИ ОБ ИСКУССТВЕ

По-моему, нельзя ограничить искусство какими-либо определенными требованиями, решив раз и навсегда, что это искусство хорошее и лучше его быть не может. Искусство, как и вся наша жизнь, подчиняется одному вечному закону движения. И всякие попытки остановить его на каком-либо уровне так же тщетны, как попытки остановить само время.

Жизнь невозможна без попыток создать и воплотить что-либо новое.

Истинное искусство не может принадлежать только одному времени или одному течению. Сама жизнь делает нужный ей отбор, отбрасывая все лишнее. Этот нужный жизни отбор остается навечно нашим мудрым наставником.

Говорить на тему об искусстве также бесполезно, как говорить на тему о любви. Всегда все сводится на личные переживания "вкуса". То, что мило мне, совершенно не понятно соседу.

Есть два характерных типа развития: медленный, требующий большого напряжения воли и упрямого труда, и быстрый, блестящий, как прекрасный цветок, скоро распускающийся, но также скоро блекнущий. Нет сомнения, что первый случай более верный для достижения чего-либо в жизни.

Медленный путь развивает дисциплину и любовь к труду. Медленно, но верно ведет человека к цели. Неудачи и тяжелый труд оставляют глубокий след в его памяти. Таким образом он систематически накапливает необходимый багаж для дальнейшей его работы. Такой путь дает ему преимущество роста в продолжении всей его жизни. Второй случай - быстрый расцвет - дурно воспитывает ум художника. Легкость отучает от дисциплины. Полагаясь всецело на свой дар, он брезгливо относится к труду, перестает контролировать свою работу умом и скоро истощает запас своей творческой энергии. Счастливый обладатель природного дарования легко забывает, что провести в жизнь дар богов требует неограниченного труда.

Каждый начинающий художник должен помнить, что срока для достижения совершенного не существует. В человеческой жизни совершенного нет, есть только стремление к совершенному. На мой взгляд, для достижения чего-либо действительно ценного в искусстве одной человеческой жизни недостаточно. Серьезный мастер постоянно чувствует себя учеником. Чем больше он приобретает знания, тем больше он предъявляет требований к себе. Художник умирает, когда теряет самокритику, когда все сделанное начинает удовлетворять его самого.

С целью достичь как можно скорее результата, начинающий обычно старается набить руку на одном каком-либо сюжете, уподобляя себя ребенку, умеющему читать наизусть только одну любимую сказку. Фактически он остается безграмотным. Повторяя все время одно и тоже, он естественно начинает работать механически, без всякого душевного напряжения, и потому работа его теряет всю художественную ценность. Прежде чем обрести себя, начинающему необходимо приобрести как можно больше разносторонних знаний. Чем выше будет его техника, тем легче ему будет освободиться от всякой зависимости сюжета. Для художника не важно, чем заполнить холст, (он должен уметь работать на любую тему), но всегда очень важно как заполнить его.

116,14 КБ

Искусство не есть изобразить задуманное (это может сделать каждый), а искусство выразить задуманное, что не каждому доступно.

Это почти общее правило, когда самый пошлый фарс при блестящем исполнении вызывает восторг, а умная вещь, неумело исполненная, кажется нудной, неинтересной.

Только тогда работа приобретает художественную ценность, когда проходит через фильтр творческой идеи.

Начинающий должен всегда избегать в работе всякой условности. Привыкая употреблять условные краски, он перестает различать истинную окраску предмета, и потому все работы будут выглядеть одинаково. Всякая условность имеет отрицательное значение. Мне всегда делается грустно, когда девушка, обладающая оригинальной юной красотой, жертвует всеми дарами Бога, ради такой же условности стараясь походить на всех или на какую-нибудь экранную диву. Вся эта условная красота напоминает работу гробовщика над трупом. Гипсовый манекен порой похож на живую девушку, а живая девушка - на плохо исполненный манекен.

137,20 КБ

Каждый новый холст есть совершенно новая задача, не имеющая отношения к предыдущей работе. Задача остается одна и та же – оригинально заполнить холст как одно органическое целое. На холсте не должно быть излюбленного места или излюбленного предмета. Каждая точка должна иметь одинаковую ценность. Работа тотчас теряет ритм, как только нарушается гармония целого. Начинающий всегда испытывает неудобства, не зная, с чего начать работу и обычно сосредотачивается на одном только предмете, совершенно игнорирую все остальные, не заботясь о конструкции всей работы. Строит здание без определенного плана, не зная заранее, что получится из его работы. Необходимо контролировать свою работу как одно целое. Иначе он, как слепой, будет двигаться от одной точки к другой, не имея понятия, как он идет и куда идет.

Для начинающего всегда соблазнителен путь наименьшего сопротивления, потому он обычно берет за образец репродукции какого-либо модного художника и копирует его, думая, что он таким образом приобретает знания. Такое начало неверно потому, что начинающий усваивает поверхностно только конец работы, самый же процесс достижения результата ему навсегда остается совершенно непонятным. Тем более опасно, если начинающий случайно или по заслугам получит одобрение критики или материальную выгоду. Так как фактически никакого запаса знаний у него нет, то он естественно начинает кружиться на одном и том же месте, повторяя все одно и то же. В результате только потеря времени без всякой пользы для себя и искусства.

Начинающий художник - это путешественник, отправляющийся в неведомую страну. Он должен позаботиться о необходимом ему в дороге багаже. Чем больше он припасет заблаговременно, тем дальше он сможет уйти. Иначе ему с полдороги придется возвратиться назад за необходимым, потеряв напрасно драгоценное время.

Художнику лучше быть дилетантом, чем профессионалом. Я подразумеваю не дилетанта, пользующегося искусствами от безделья, а человека искренне любящего искусство, заполняющего им большую часть своей духовной жизни. Талантливый дилетант полезнее в искусстве, чем талантливый профессионал, так как у него совсем отсутствует честолюбие. Он только работает для своего искусства. Тогда как профессионал думает о славе и, как правило, специализируется на более ходкой вещи и на этом коньке скачет почти всю свою жизнь.

Дилетант интересуется главным образом процессом достижения, и всякое искусство для него имеет одинаковую ценность, если он видит в нем высокие задачи. Узкий профессионал, выдумав какой-либо трюк, боится от него отстать и тем самым суживает свою задачу, останавливая свой рост. Вместо того, чтобы продолжать работать над собой, он, достигнув своей славы, упирается в нее, как в тупик, и идет назад. И если его работы и продолжают жить, то не в силу их достоинств, а в силу особых стратегий дельцов, вложивших в них свои капиталы.

116,04 КБ

Критика и самое искусство наших дней похожи на лошадь, которой вожжа попала под хвост. Художники и критики наперебой стараются разрушить старые традиции, основанные на бережном отношении к техническому исполнению работ. В бешеной погоне за новизной у них не остается времени на добросовестное исполнение всех обуревающих их идей, и им в силу этого приходится узаконивать безграмотность. Такая легкость отношения к исполнению работы заражает молодых своей доступностью. Почему бы и не стать художником, если на то не требуется никаких усилий! И чем безграмотнее будут работы, тем больше они привлекут к себе внимание критиков, видящих новое в искусстве только в безграмотности его исполнения. Время накапливает много ненужного в искусстве, но на такой баланс никто никогда не обращает внимания. Но безграмотность в искусстве наших дней вредна еще и тем, что ею пользуются люди слова и через печать действуют на неподготовленный ум.

Всякое появление новой мысли в искусстве ценно, но лишь тогда, когда оно ведет к совершенству вперед, а не назад - к разрушению. Новое в искусстве лишь то, что оригинально, то есть создано художником непосредственно. Новое всегда то, что является первоисточником.

Всякое творчество индивидуально и принадлежит только вам самим. Учитель не должен касаться этого. Его задача только в том, чтобы работа ученика была конструктивна, осмысленно организована.

Некоторые технические принципы можно обсуждать, но всегда надо иметь в виду, что их нельзя рассматривать как набор правил. Техника должна рассматриваться только как средство, но никогда не как самоцель. Для меня "техника" - это способ неограниченного, постоянного развития способностей и ума, не просто виртуозность, но бесконечное накопление квалификации и мудрости.

Никто не может научить вас, кроме вас самого. Результаты могут появиться только благодаря большой практике и опыту…

У меня спрашивали, какое из направлений искусства я считаю самым важным. Для меня ни одно течение не может быть значительнее другого. Я могу только сказать: если вы видите, что перед вами Творчество… снимите шляпу!

отсюда: cinemapages.livejournal.com/21062.html

@темы: ссылки, цитаты

URL
   

зарисовки из жизни воображаемых друзей

главная